Рабинович, Вадим Зиновьевич

Материал из Генштабъ
Перейти к: навигация, поиск
Рабинович Вадим Зиновьевич
Рабинович Вадим.jpg
Украинско-израильский бизнесмен и общественный деятель, президент холдинга RC-Group и медийной Media International Group. Президент футбольного клуба «Арсенал» (Киев).

Личное дело

Родился 4 августа 1953 года в Харькове. Образование неоконченное высшее.

  • В 1970 году поступил в Харьковский автодорожный институт.
  • В 1974 году Рабиновича исключили из комсомола за «аморальное поведение», а далее и с института (по версии самого Рабиновича, причиной стало составление на лекциях кроссворда с политическим подтекстом).
  • В 1975-1977 годах служил в армии, в части ПВО неподалеку от Харькова. После демобилизации работал в Харькове мастером строительного управления. 20 января 1980 был арестован по обвинению в хищении государственных средств в особо крупных размерах. После 9 месяцев следствия освобожден в результате личного вмешательства Генерального прокурора СССР Романа Руденко.
  • С конца 1980 г. по начало 1982 г. руководил подпольными цехами по изготовлению хрустальной посуды, календарей и деревянных дверей.
  • В начале 1982 г. вновь арестован по обвинению в хищении государственных средств в особо крупных размерах[1]

Семья и связи

Семья и связи
Семья Женат. Есть трое детей[2]
Близкие связи *Червоненко Евгений Альфредович - экс-губернатор Запорожья.

Оперативное дело

Вадим Рабинович занимает особое место среди тех бизнесменов, кому «злая молва» приписывает участие в контрабанде советского оружия в горячие точки за пределами СНГ. Вполне респектабельная фигура, филантроп и президент Всеукраинского еврейского конгресса, кавалер золотого ордена Николая Чудотворца «За преумножение добра на Земле». Официально интересы Рабиновича распространяются прежде всего на медиа-бизнес — ему принадлежит ряд украинских газет, издательств, радиоканалов. Он стал широко известен за пределами Украины два года назад, когда поползли слухи о его планах покупки НТВ, фактически утерянного к тому времени Гусинским, но еще не подпавшего полностью под контроль «Газпрома». Однако внутри Украины Рабинович давно имеет славу «местного Березовского». Деловые и политические интересы тесно связывали его с рядом влиятельных украинских политиков, прежде всего с правой рукой президента Кучмы, крупным предпринимателем Александром Волковым[3]

Сумасшествие

По собственному признанию, находясь под арестом, более года успешно симулировал сумасшествие. 10 февраля 1984 г. приговорен Харьковским областным судом к 14 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере строгого режима с конфискацией имущества и запретом заниматься профессиональной деятельностью в течение 5 лет. Заключение отбывал неподалеку от Харькова. По информации некоторых СМИ, во время пребывания Рабиновича в колонии все еврейское сообщество западного мира выступало в его защиту. Однако в детальной биографии Рабиновича "Олигарх", написанной немецким автором Юргеном Роттом, об этом факте не упоминается. Распространялась также информация о том, что, находясь в заключении, Рабинович был завербован КГБ. Согласно признаниям самого Рабиновича, он лишь симулировал осведомительство, после чего представители КГБ дали ему подписать документ "О прекращении сотрудничества" (по утверждениям бывших диссидентов, документов подобного типа никогда не существовало).

Согласно книге Ротта, Рабинович был освобожден из колонии 20 июля 1991 г. (По другим данным, он освобожден годом раньше; в книге "Олигарх" также есть разночтения, позволяющие отнести выход из заключения к 1990 г.)[1]

Политические взгляды

Рабинович никогда не баллотировался в органы власти Украины. На выборах 1998 года он оказывал поддержку ряду партий (в частности «зеленым», предоставляя рекламные скидки на «1 +1»), а также «прогрессивным социалистам», Народному Руху.

На выборах 2002 года он давал поддержку блока «Радуга», снятом с регистрации ЦИК. Главный редактор «Столичных новостей» Владимир Кацман входил в первую пятерку блока.

Характер публикаций в «СН» позволяет предположить, что Рабинович также поддерживал блок «Единство» и «Народный рух» Бойко.

На выборах 1999 г. он, по собственному утверждению, отказал в материальной поддержке Александру Морозу, чем якобы и объясняются резкие высказывания лидера социалистов в его адрес. Сам Мороз опровергал утверждения о подобном обращении. В публичных интервью Рабинович неизменно позитивно отзывается о Леониде Кучме.

В отношении дела Гонгадзе он заявил, что "в Украине есть журналисты, куда более оппозиционно настроенные и опасные для власти, чем малоизвестный до этой истории Гонгадзе".

По мнению Рабиновича, кассетный скандал раздували исключительно левые, а в акциях против и за президента на 70% участвовали одни и те же люди (последний аргумент он подкрепляет ссылками на исследование, проведенное его издательским домом). На выборах 2002 г. он оказывал поддержку блоку "Радуга", снятому с регистрации ЦИК. Главный редактор "Столичных новостей" Владимир Кацман входил в первую пятерку блока. Характер публикаций в "СН" позволяет предположить также поддержку Рабиновичем блоков "Еднисть" и "Народный рух" Бойко[1]

Весьма вероятна также была поддержка "Блока Витренко". Учитывая отношения с Горбулиным, Рабинович должен быть заинтересован в неуспехе блока "Демпартия - Демсоюз" и блока Ющенко.

Благодаря близким контактам с Червоненко Рабинович должен иметь взаимопонимание с "Нашей Украиной", однако во второй половине 2001 г. он отрицательно высказывался относительно намерений Ющенко идти на выборы вместе с УНР, НРУ и КУНом.

Рабинович очень дорожил своим альянсом с киевским мэром. Поэтому когда появилась версия, что Рабинович стоит за кассетным скандалом-2 (обнародованием разговора Александра Омельченко с [[Ющенко, Виктор Андреевич |Виктором Ющенко]), он, чтобы дезавуировать эту версию, даже опубликовал свою запись диктофонного разговора с бывшим пресс-секретарем Руха Дмитрием Пономарчуком. [4]

Судебные процессы против МАУП

Медийные активы Вадима Рабиновича были вовлечены в серию судебных процессов против Межрегиональный Академии Управления Персоналом (МАУП) и ее изданий. Все они закончились в пользу МАУП, а именно:

  • 2003 год - иск к ГП «Столичные новости»: дело выиграно в трех инстанциях (Печерском районном, Апелляционном суде Киева, Верховном Суде Украины), в пользу МАУП и Щекин Г.В. Для принудительного взыскания 33 тыс. грн. был наложен арест на счет ДП, решение суда с опровержением неправдивой информации напечатано в газете «CN-Столичные новости».
  • 2005 год - иск к Рабиновича и «Аргумент-газеты», г. Львов: решение принято в пользу МАУП в двух инстанциях, негативная информация опровергнута газетой.
  • 2005 год - иск к ГП «Столичные новости»: решение принято в пользу МАУП в двух инстанциях и вступило в силу. В обеспечение взыскания 50 тыс.грн. морального вреда 1.06.06 арестованы счет ГП.
  • 2006 год - иск к ГП «Столичные новости»: решение принято в пользу МАУП в первой инстанции (в Печерском суде), вынесено решение о взыскании в пользу МАУП 75 тыс.грн., Обжаловано ответчиком в апелляционной инстанции[5]

Оружейный скандал

В январе 2002 года немецкий еженедельник Der Spiegel сообщил о крупной поставке «Талибану» танков Т-55 и Т-62. Поставщиком был якобы израильский бизнесмен, выходец с Украины Вадим Рабинович, действовавший при поддержке пакистанской разведки, а в Кабул танки общим числом 150—200 машин доставлялись самолетами Бута через Шарджу. Рабинович в интервью «Украинской правде» эти сведения опроверг. По его словам, ему вечно приписывают чужие грехи и на Украине есть политические силы, стремящиеся превратить его в козла отпущения. «Если что-то пропало на Украине, украдено или исчезло — виноват Рабинович. Если на Украине нет воды, это дело рук Рабиновича»[3]

Обвинение в межнациональной розни

29 ноября 2007 на интернет-сайте «MiGnews.com», принадлежащая Вадиму Рабиновичу, была размещена информация о том, что при открытии в Запорожье памятника жертвам Голодомора лидер Конгресса украинских националистов в Запорожской области Василий Тымчина якобы заявил: «Пришло наше время, и Днепр станет красным от крови жидов и москалей». Прокуратурой Запорожской области совместно с СБУ после проверки установлено, что Василий Тымчина не присутствовал на данном митинге по причине болезни, что было подтверждено аудио и видеозаписями, а также показаниями свидетелей[5]

Общественная деятельность

В 1997 году Рабинович стал президентом Всеукраинского еврейского конгресса (ВЕК), на создание которого пожертвовал $ 1 млн. и возглавляющий пор. К этому времени Рабинович уже имеет паспорт гражданина Израиля и создает Торгово-промышленную палату "Украина - Израиль». Как глава ВЕКа Рабинович неоднократно заявлял, что для межнациональной гармонии в Украине международные еврейские организации не должны ограничиваться помощью только евреям, а помогать Украине как государству.

5 апреля 1999 на учредительном съезде Объединенной еврейской общины Украины (ОЕОУ) избирается ее председателем (занимает эту должность до сих пор). В то же время 14 апреля 1999 создается другое объединение - Еврейская конфедерация Украины (ЕКУ), сопредседателями которой стали народный депутат Украины Ефим Звягильский, президент «ВАБанка» Сергей Максимов и президент концерна «Орлан», тогдашний советник Президента Украины Евгений Червоненко. Сообщалось также, что на создание конфедерации пожертвовал деньги Виктор Пинчук. В апреле 1999 года Рабинович говорил, что альтернативное объединение создается под религиозными лозунгами. Но, как заявлял тогда же участник конфедерации главный раввин Киева Яков дов Блайх, «Рабиновичу предлагали вступить в ЕКУ, однако не смогли гарантировать, что он будет избран президентом ЕКУ». При этом, по словам главного раввина, для главы ОЕОУ "всегда открыты двери» в ЕКУ[5]

Футбол

Летом 2007 Вадим Рабинович приобрел у Киевской городской государственной администрации футбольный клуб Арсенал (Киев). После двух не слишком удачных сезонов в январе 2009 года Рабинович продал клуб мэру Киева Леониду Черновецкому.

Бизнесмен сообщил, что вернул контроль над клубом, выкупив проданные им же другому инвестору в январе акции. Он назвал свои действия последовательными, объяснив тем, что продавал акции клуба с целью баллотироваться в президенты Премьер-лиги, а в случае неизбрания сохранял за собой право их выкупа, чем и воспользовался[6]

Femen

По мнению известной киевской журналистки Оксаны Шкоды за голыми грудями FEMEN маячит кошелек украино-израильского олигарха Вадима Рабиновича. Я не успел подробно развить эту мысль на шоу, но процитирую ее статью. Оксана Шкода утверждает, что есть «устойчивая связь молодых киевских FEMEN-ок с одним из самых непубличных богатых людей Украины по имени Вадим Зиновьевич Рабинович. Этот «секрет Полишинеля» удалось раскрыть активным (а, значит, и наиболее информированным) блогерам. По данным пользователей некоторых ЖЖ, связь с Вадимом Рабиновичем существует непосредственно у создательницы, а ныне - главного идеолога и завхоза FEMEN Анны Гуцол. Её отец - генерал-полковник Михаил Гуцол - начинал свою карьеру у Рабиновича в PR-службе.

Гуцол-старший - депутат Верховной Рады 3-го созыва. Он неоднократно привлекался к уголовной ответственности, в последний раз - летом 2009 г. как виновник ДТП в Киеве. Михаил Гуцол отстаивал права геев и лесбиянок в партии «Радуга», которую в то время и финансировал олигарх Рабинович. Правда, защитой прав ЛГБТ Гуцол не ограничивался: автор этих строк «пересекся» с ним в 2006 г., когда «Радуга» несколько недель подряд пикетировала здание Минагропромышленности на Крещатике. Что именно тогда добивались от экс-агро-министра А. Баранивского - в анналах истории не сохранилось. Но в памяти остался беспорядочный палаточный городок из нескольких «объектов» и большие барабаны, в кои практически круглосуточно били пикетирующие, развлекая таким образом и себя, и прохожих, по ходу преподнося новую пищу для исследования психиатрам[7]

Бизнес-досье

Через несколько дней после освобождения Рабинович создал с бывшим начальником своего лагерного отряда Андреем Алешиним фирму "Пинта". В конце 1991 - начале 1992 года, после неудачных попыток торговли итальянской мебелью и британской косметикой на внутреннем рынке, перешел к экспортным операциям по торговле металлом. Некоторые СМИ распространили информацию, что в эти же годы Рабинович был причастен к появлению негосударственного телевидения в Харькове и к проведению президентской предвыборной кампании Вячеслава Чорновила.

С осени 1993 года Рабинович становится украинским представителем австрийской фирмы «Нордекс», которая при содействии Президента Украины Леонида Кравчука стала эксклюзивным оператором по поставке в Украину российской нефти и расчетам за нее украинскими товарами. Репутация президента "НОРДЕКС» выходца из СССР Григория Лучанского как главы "русской мафии" негативно сказалась и на репутации самого Рабиновича.

В 1994 году (по другим источникам - 1995 года) Рабиновичу закрыли въезд в США на основании того, что он был украинским представителем «НОРДЕКС». По утверждению самого Рабиновича, запрет уже снят - и он бывает в США. Рабинович свободно посещает большинство европейских государств, в частности ФРГ, а в Израиле его принимают и руководители государства. В сентябре 2001 года Рабинович, находясь в Москве, передал 300 миллионов рублей на восстановление синагоги на Большой Бронной.

Летом 1995 года он основал в Женеве компанию «Остекс АГ». Сначала половина ее акций принадлежала «НОРДЕКС», однако в марте 1996 Рабинович выкупил эту половину за $ 500 000, окончательно порвав с «НОРДЕКС».

В 1996 Рабинович основал в Женеве компанию RICO ("Рабинович и компания»), вскоре переименованную в RC-Group (или RC-Capital-Group). По утверждению Рабиновича, причиной переименования стало то, что первоначальное название компании повторяло аббревиатуру американского Закона "О лицах, находящихся под влиянием рэкетиров и коррумпированных организаций", что было воспринято ЦРУ как издевательство русской мафии с американской полиции.

По итогам 1997 года Вадим Рабинович получил диплом лауреата общенациональной украинской программы «Человек года» в номинации «Бизнесмен года».

24 апреля 1999 агентство Ассошиэйтед пресс (со ссылкой на украинские СМИ) оценило состояние Рабиновича в $ 1 млрд.

24 июня 1999 Служба безопасности Украины запретила Рабиновичу въезд в страну сроком на 5 лет. Согласно сообщению пресс-центра СБУ, решение было принято в связи с полученными сведениями о причастности гражданина Израиля Рабиновича "к деятельности, наносящей значительные убытки украинской экономике, и в интересах обеспечения безопасности страны». В сообщении также говорилось, что 17 декабря 1998 СБУ запретила въезд в Украину на этот же срок гражданину Израиля Леониду Вульфу (который поддерживал тесные связи с Рабиновичем), который известен в криминальном мире как лидер одной из профессиональных преступных группировок и подозревается в совершении ряда резонансных убийств и покушений в Одессе, Киеве, Днепропетровской области.

Как заявил 24 июня 1999 сопредседатель Еврейской конфедерации Украины Евгений Червоненко, это решение было принято в интересах национальной безопасности, поскольку во время визита делегации ЕКУ в США, а также на встрече президента Украины с президентом Всемирного еврейского конгресса постоянно “поднимался вопрос о деятельности Рабиновича”. Сам Рабинович назвал причиной запрета на его въезд в Украину "непримиримые разногласия" с секретарем Совета национальной безопасности и обороны Владимир Горбулин. (Тогдашний глава СБУ Леонид Деркач и еще больше его сын - народный депутат Украины Андрей Деркач - имели репутацию людей, близких к Рабиновичу). По утверждению Рабиновича, такие жесткие меры спровоцировала публикация в Украине материалов о махинациях, с так называемыми «еврейскими деньгами", которые распределялись ЕКУ, организацией, названной Рабиновичем подконтрольной Горбулину. Еще одним мотивом действий секретаря СНБО он назвал критическую статью в газете Financial Times о владельцах "Студии 1+1». Позднее в СМИ появлялась информация, что решение СБУ было принято в связи с утечкой через Рабиновича информации о продаже Украиной оружия Югославии, несмотря на международное эмбарго. Есть также версия, что причиной запрета на въезд в Украину стали планы Рабиновича представить материальную поддержку Александру Ткаченко на президентских выборах 1999 года.

Сам Горбулин отверг обвинения в свой адрес, сказав: «Я с трудом представляю себе ситуацию, когда у секретаря СНБО может быть личный конфликт с каким иностранным гражданином». А Президент Украины Леонид Кучма 1 октября 1999 на пресс-конференции сказал, что не знает о том, «какие убытки Украине нанес Рабинович". Он также отметил, что Рабиновича лишили права въезда в Украину "по другим причинам», добавив, что не президент принимал это решение, и порекомендовав журналистам обращаться по этому поводу в пресс-службу МИД и Службу безопасности Украины.

Но через два месяца Рабинович уже вновь находился в Украине. 29 июля 1999 пресс-центр СБУ официально подтвердил информацию о том, что Рабиновичу направлено приглашение посетить Украину для беседы с представителями Службы безопасности. 27 сентября имел беседу с руководством СБУ. Как заявил 29 сентября заместитель председателя Службы безопасности Юрий Землянский, Рабиновичу "пока разрешено оставаться в Украине. Он дал ответы на все вопросы, которые мы ему поставили, но СБУ требуется дополнительное время, чтобы расставить все точки над «и». Дальнейшем Рабинович воздерживался от обвинений конкретных политиков в закрытии ему въезда в Украину, сказав лишь, что в распоряжение спецслужб попали фальшивые документы, на основании которых он бы «и сам себе закрыл въезд[5]

Медиактивы

В 1995 году, по собственному утверждению, Рабинович становится одним из основателей телекомпании «Студия 1+1», которая в это время получает лицензию на вещание на втором общенациональном канале украинского телевидения. В то же время представители телекомпании сегодня утверждают, что Рабинович никогда не входил в состав учредителей, а лишь владел компанией "Приоритет", которой принадлежали эксклюзивные права на рекламу на «1+1». В начале 1997 года, согласно интервью самого Рабиновича "Украине криминальной", он продал 50% акций «1+1», принадлежавшие ему, Рональду Лаудеру за сумму большую, чем $ 10 миллионов, но меньшую, чем $ 100 миллионов.

1998 Рабинович создал издательский дом «CN - Столичные новости», которому принадлежит ряд изданий, в частности еженедельник «Столичные новости». В октябре того же года произошел скандальный публичный разрыв со "Студией 1+1». По версии Рабиновича, причиной стало его недовольство финансовыми злоупотреблениями руководителей компании Бориса Фуксмана и Александра Роднянского, которые в ответ якобы информировали западные посольства о его криминальной деятельности. По версии противоположной стороны, Фуксман и Роднянский хотели избавиться от «мафиозного влияния" Рабиновича. Согласно книге «Олигарх», доля Рабиновича в акционерном капитале компании, составлявшая 25%, была продана им Фуксману за $ 2,5 млн.

2000 создает компанию Media International Group (MIG), в которую вошли издательский дом «CN-Столичные новости», газета «МИГновосты» в Украине и «МИГnews» в Израиле, еженедельник «Деловая неделя». Данный момент в холдинг MIG входит старейшая ежедневная газета США «Новое русское слово» (с 2003) и радиостанция «Народная волна», политический еженедельник «CN-Столичные новости», ежедневная газета «Столичка», деловой еженедельник «DN-деловая неделя» - в Украина, «Московские новости» (с 2005) - в России, а также израильская газета «МИГ». Холдинга принадлежат несколько радио-и телекомпаний и несколько интернет-сайтов: Mignews.com, Mignews.com.ua, Migsport.com, NRS.com, DN.kiev.ua, CN.com.ua, ряд печатных СМИ в Украине и Израиле. Юрген Ротт в «Олигарху» со слов самого Рабиновича сообщает, что в середине 2000 года в RC-Group в Украине входили рекламное агентство, издательский дом, инвестиционно-консалтинговая фирма, фирма по производству напитков, страховая компания, предприятие дисконтных карт, фирма по торговле косметикой и ряд других.

Согласно цитируемым данным газеты «Фраза», за все годы существования издательского дома в 2006 «CN-Столичные новости» убытки составили 3704900 грн, издательской дом не уплатил ни копейки налогов на прибыль. Рабинович неоднократно заявлял, что он не имеет других бизнесов в Украине, кроме издательского.[5]

Информационно-развлекательный телеканал News Network

Президент Всеукраинского еврейского конгресса бизнесмен Вадим Рабинович, владелец телеканалов News One и Jewish News One (JN1), а также интернет-издания mignews, запускает спутниковый информационно-развлекательный телеканал News Network.

Как сообщает Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, 17 июля 2013 года он выдал ООО «Ньюс Нетворк» (Киев) лицензию на спутниковое вещание сроком на 10 лет.

Директором News Network стал возглавляющий News One Андрей Дегтярев, а в состав редакционного совета вошли Рабинович, Дегтярев, Владимир Орлов и генпродюсер News One Владимир Кацман.

Телеканал намерен открыть корпункты в городах-миллионниках.

Программная концепция «News Network» предусматривает долю программ собственного производства 22 часа 47 мин. в сутки, из которых 21 час 30 мин. – информационно-аналитические и публицистические передачи, 1 час – развлекательно-музыкальные передачи. Оператор телекоммуникаций – ООО «СЕС Сириус Украина» (Киев), оператор спутникового ретранслятора – шведская SES ASTRA AB.[8]

  1. 1,0 1,1 1,2 Рабинович Вадим / Украина.RU
  2. Вадим Рабинович / Корреспондент
  3. 3,0 3,1 Убойное дело. На мировом черном рынке оружия заправляют выходцы из бывшего СССР
  4. Рабинович Вадим Зиновьевич /Политрада
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Рабинович Вадим Зіновійович / Вікіпедія
  6. Рабинович наделил сына Черновецкого полномочиями
  7. Кто способствует кощунствам FEMEN?
  8. Вадим Рабинович запускает в Украине новый телеканал